Практикум Статистические методы в экономической и социальной географии

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

 

А. Г. Пухова

 

Статистические методы в экономической

 и социальной географии 

 

Практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

 

УДК 913.3 (075.8)

ББК 65.049 (0)я 73

П 907

 

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородского государственного педагогического  университета

 

Рецензент:  канд. геогр. наук, профессор К. П. Сергеева

 

 

Пухова А. Г.

П  907  Статистические методы в экономической и социальной  географии: Практикум. Н.Новгород:  НГПУ, 2010. — 70 с.

 

 

 

Практикум адресован студентам, обучающимся по направлению 050103 – «География» и направлению 020401 «География». В практикуме представлен широкий спектр заданий для аудиторной и самостоятельной работы.

Предлагаемые задания направлены на развитие профессиональной компетентности и творческого мышления студентов.

 

 

УДК913.3 (075.8)

ББК65.049 (0)я 73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Практическая работа №1.  Исторические предпосылки развития статистики ……………………………………………………………                                                         

7

Практическая работа №2. Статистическое исследование ………. 8
Практическая работа №3. Статистическая сводка и группировка данных статистического  наблюдения……………… …………….  

13

Практическая работа №4. Статистические таблицы …………… 19
Практическая работа №5.  Графический метод в изучении экономико-географических показателей ……………………………                                                

24

Практическая работа №6.  Обобщающие статистические показатели…………………………………………………………………..                                                 

29

Практическая работа №7. Средние величины………………………..                                                31
Практическая работа №8. Статистика населения ……………….                                               35
Практическая работа №9.  Статистика трудовых ресурсов и рынка труда ………………………………………………………………                                                

50

Практическая работа №10. Статистика  уровня жизни ………..                                             57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда оставалась необходимым и эффективным инструментом государственного управления. Статистика играет центральную роль в системе дисциплин, определяющих содержание экономического образования в России.

Социально-экономическая статистика как общественная наука изучает количественную сторону различных массовых экономических и социальных явлений и процессов общественной жизни с учетом их качественной стороны. Социально-экономическая статистика — одна из отраслей статистической науки и вид практической деятельности, функцией которой является представление количественной характеристики структуры общества, жизнедеятельности людей, их взаимоотношений с государством, а также характеристика массовых явлений и процессов в экономике, включая распределение материальных благ между секторами экономики, регионами и группами населения.

Цель курса – дать студентам знания методологических основ статистики в области анализа социально-экономических явлений и процессов экономической географии.

Предметом курса является количественная характеристика массовых экономико-географических и социальных явлений. В широком понимании социально-экономико-географическая статистика включает и общую теорию статистики, разрабатывающую методологию получения, обработки и анализа статистических данных, и собственно экономическую статистику, концентрирующую основное внимание на количественном описании экономического процесса, состоянии и развития экономики в целом, и социальную статистику, дающую количественную характеристику уровня жизни населения, состояния и развития социальной сферы, и отраслевую статистику, изучающую экономические процессы, протекающие в рамках конкретных территорий и отраслей.

Специалисты, изучающие курс, должны владеть следующими компетенциями:

— базовыми теоретическими знаниями в области социально-экономической статистики;

— экономико-статистическими методами сбора и обработки экономико-географической информации;

обязаны уметь:

организовывать сплошное и несплошное наблюдение;

— строить статистические графики, таблицы;

— анализировать массивы статистических данных;

-исчислять и интерпретировать статистические показатели;

— формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа.

Статистические методы в экономической и социальной географии позволяют устанавливать многие закономерности      в      экономической      географии,      применять      в моделировании различные территориальные системы. При моделировании учитываются производственная и территориальная структуры исследуемого объекта, его производственные и территориальные связи, географическое положение, транспортные условия, природные и др. ресурсы, т.е. информация, которая используется в экономико-географических исследованиях. Вместе с тем построение таких моделей и работа с ними может быть эффективна только при использовании математического аппарата и математических методов. Поэтому овладение необходимым минимумом математических знаний, а затем и серьезная математическая подготовка экономико-географов являются обязательным условием развития экономической географии.

Географическая подготовка в сочетании с математической позволит экономико-географам успешно справляться с исследованиями разнообразного профиля, участвовать в решении градостроительных задач. Подготовка специалистов предусматривает обучение современным статистическим методам исследования с использованием персональных компьютеров. Много времени отводится обучению методам систематизации и обработки обширного статистического материала, с которыми постоянно имеют дело географы.

Методика изучения предмета основана на практическом обучении с использованием различных форм закрепления изученного материала: решения задач и примеров, тестирования, проведения семинаров.

Практическая работа № 1

Тема:         Исторические предпосылки развития статистики

(семинарское занятие)

Цели занятия:  1) Закрепить знания об исторических предпосылках развития статистики.

2) Использовать умение анализировать идеи различных школ для организации статистических исследований.

 

Вопросы для собеседования:

  1. Каковы исторические предпосылки развития статистики?
  2. В чем особенности немецкой школы государствоведения?
  3. Раскройте характерные черты английской школы политических арифметиков.
  4. Какова связь статистики с другими науками?
  5. В чем заключается взаимосвязь статистики и экономической географии (работы И. К. Кириллова, В.Н. Татищева, М. В. Ломоносова, К.Ф. Германа, К.И. Арсеньева, П.И. Кеппена, П.П. Семенова Тян-Шанского)?
  6. Какова организация системы государственной статистики на современном этапе в Российской Федерации?
  7. Какие существуют органы государственной статистики, их функции и структура?
  8. Как организована международной статистики?

 

Обсудим проблему:

  1. Чем отличается немецкая школа государствоведения от английской?
  2. Как понимал В.Н. Татищев роль статистических методов для экономической географии?
  3. Почему повышается роль статистики в социально-экономической географии?

 

Литература:

  1. Рогатых Е.Б. Элементарная статистика: теоретические основы и практические задания: учебник. – М.: Экзамен, 2009.
  2. Санин В.П., Шпиковская И.П. Социально-экономическая статистика: учебник. — М.: Юристъ. 2001.
  3. Сиденко А.В., Башкатов   Б.И. Международная статистика: учебник. — М.:  Дело и сервис, 1999.
  4. Сидоренко М.Г. Статистика: учебное пособие.- М.: ФОРУМ, 2010.
  5. Экономическая география СССР. История и современное развитие /под ред. Н.Н. Баранского. – М.: Просвещение, 1965.

 

Ресурсы Интернет

  1. http://www.i-u.ru
  2. http://www.bibliard.ru
  3. http://www.school-kraevedenie.narod.ru
  4. http://www.chaliev.narod.ru
  5. http://www.aup.ru

 

Практическая работа № 2

Тема:    Статистическое исследование

Цели занятия:  1) Изучить основные принципы и  методы проведения статистического наблюдения.

2) Сформировать умение проведения статистического исследования.

Вопросы для собеседования:

  1. Раскройте сущность первого этапа статистического исследования.
  2. Дайте определение понятия статистического наблюдения.
  3. Перечислите основные свойства статистического наблюдения.
  4. Назовите формы, виды и способы статистического наблюдения.
  5. В чем заключается разница между объектом и единицей статистического наблюдения.
  6. Назовите основные виды ошибок наблюдения и виды их контроля.
  7. Охарактеризуйте принципы составления программы и плана статистического наблюдения.   

 

Понятийный аппарат

Формуляр статистического наблюденияэто особым образом разграфленный лист (листы)  с перечнем вопросов программы, свободными местами для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.

Инструкция к формуляру статистического наблюдения – это совокупность письменных указаний и разъяснений по программно-методологическим  и частично по организационным вопросам статистического наблюдения.    

 

Информационный блок

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения.

  1. В программу наблюдения нужно включать наиболее существенные признаки, дающие информацию, которая необходима для решения основных задач исследования и которую нельзя получить иначе чем при помощи данного статистического наблюдения.
  2. Каждый вопрос программы должен обеспечивать получение точного и объективного ответа.
  3. Вопросы в формуляре необходимо ставить в определенной последовательности, чтобы можно было в целях контроля легко осуществить логическое сопоставление полученных ответов на них.
  4. Программа наблюдения должна быть согласована с последующей обработкой статистических данных.
  5. При каждом сравнительно крупном и сложном статистическом наблюдении необходима инструкция как неотъемлемое дополнение к программе наблюдения.
  6. Программа наблюдения должна разрабатываться коллективно с привлечением специалистов соответствующих отраслей знаний.
  7. В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.

 

Задание 1. Разработайте формуляр и инструкции к формуляру статистического наблюдения.

Задание 2. Проведите статистическое наблюдение.

 

Тесты

 

  1. Какое определение соответствует понятию «статистическая совокупность»:

а) множество единиц совокупности, которые отличаются друг от друга своими характеристиками, объединенные  качественной основой;

б) множество единиц совокупности, которые отличаются друг от друга количественными характеристиками;

в) множество первичных элементов статистической совокупности, которые являются носителями признаков, подлежащих регистрации;

г) множество единиц совокупности, которые отличаются друг от друга своими характеристиками?

  1. Какие из перечисленных признаков относят к качественным:
  • тарифный разряд рабочего;
  • балл успеваемости;
  • форма собственности;
  • вид школы (начальная, средняя, неполная средняя и т.д.);
  • национальность;
  • состояние в браке?

а) 2, 3, 5;

б) 2 — 6;

в) 3 — 6;

г) все.

  1. Закон больших чисел — это:

а) объективный закон, согласно которому закономерности проявляются только при большом числе наблюдений;

б) объективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводит к результату почти независимо от случая;

в) объективный закон, согласно которому действие случайных факторов нивелируется при большом числе наблюдений;

г) объективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводит к установлению закономерностей в совокупности.

  1. 4. К методу статистики относятся:

а) метод обобщающих показателей;

б) метод массовых наблюдений;

в) сводка, группировка;

г) расчетно-конструктивный метод.

  1. 5. Установите правильные этапы стадий статистического исследования:

а)        статистическое наблюдение;

б)        статистическая сводка;

в)        типизация данных;

г)         статистический анализ.

 

  1. Статистическое наблюдение — это:

а)   сбор любой информации об отдельных явлениях и про­цессах;

б)   планомерный, научно организованный и систематический сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации заранее намеченных существенных при­знаков с целью получения в дальнейшем обобщающих ха­рактеристик этих явлений и процессов;

в)    стадия статистического исследования, представляющая собой учет фактов о массовых общественных явлениях и процессах;

г)    научно организованная обработка материалов с целью получения обобщенных характеристик изучаемого явления по ряду существенных для него признаков.

  1. Объект статистического наблюдения — это:

а)   множество подвергшихся статистическому исследованию объектов и явлений, объединенных общими признаками;

б)   статистическая совокупность, разделенная на группы единиц по существенным для них признакам;

в)    ограниченное в пространстве и во времени определенное целостное множество взаимосвязанных единиц наблюдения, о котором должны быть собраны статистические сведения;

г)    совокупность признаков изучаемого явления.

  1. Единица статистического наблюдения — это:

а)   составной неделимый элемент объекта наблюдения, являющийся основой учета и носителем определенного круга признаков, наличие (или отсутствие) которых у каждой единицы изучаемой совокупности должно быть зафиксировано в процессе статистического наблюдения;

б)   отдельно взятый первичный составной элемент статистической совокупности;

в)    единица, от которой поступают отчетные данные по утвержденным для нее формам;

г)    отдельное наблюдение временного ряда.

  1. Программа статистического наблюдения — это:

а)   план, включающий программно-методологические вопросы наблюдения;

б)   совокупность признаков, подлежащих наблюдению и регистрации, где каждый признак логически связан с целью и задачами исследования;

в)   совокупность работ, которую необходимо осуществить в процессе статистического наблюдения;

г)    перечень единиц, подлежащих наблюдению.

  1. Вопросы программы статистического наблюдения различаются:

а)        по форме;

б)        по функциям;

в)        по способу основного массива;

г)        по содержанию.

  1. Инструментарий статистического наблюдения включает:

а)        формы отчетности;

б)        макет статистических таблиц;

в)        инструкцию;

г)        формуляр и инструкцию.

  1. 12. Время статистического наблюдения — это:

а)        время, к которому относятся собираемые данные;

б)        момент, по состоянию на который проводится регистрация собираемых сведений;

в)        время, в течение которого обрабатывается материал, полученный в ходе наблюдения;

г)        время, в течение которого регистрируются единицы наблюдения по установленной форме.

  1. В зависимости от временного фактора статистическое наблюдение подразделяется следующим образом:

а)        документальное;

б)        непосредственное;

в)        текущее;

г)         единовременное.

  1. Укажите способы статистического наблюдения:

а)        экспедиционный;

б)        отчетный;

в)         основного массива;

г)         анкетный.

  1. Ошибки репрезентативности свойственны:

а)        опросу;

б)         несплошному наблюдению;

в)         единовременному наблюдению;

г)         сплошному наблюдению.

 

Литература:

 

  1. Елисеева И.И. Статистика.- М.: Высшее образование, 2006.
  2. Иванов Ю.Н. Экономическая статистка.– М.: ИНФРА-М, 1998.
  3. Статистика: учебное пособие в схемах и таблицах / Н.М. Гореева, Л.Н. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов. – М.: Эксмо, 2007.
  4. Шмойлова Р.А. Практикум по статистике. — М.: Финансы и статистика, 2001.

 

Практическая работа № 3

Тема:    Статистическая сводка и группировка данных статистического  наблюдения

Цели занятия:  изучить методы сводки и группировки данных статистического   наблюдения

Вопросы для собеседования:

  1. Раскройте сущность второго этапа статистического исследования.
  2. Дайте определение понятия сводки.
  3. Определите основные задачи, решаемые в ходе проведения статистической сводки.
  4. Назовите основные виды сводок.
  5. Дайте определение понятия группировки.
  6. Назовите основные виды группировок.
  7. Дайте характеристику основных типов и видов группировок.
  8. Перечислите виды группировочного признака.

 

 

 

 

Понятийный аппарат

Статистический ряд распределения – это   упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенному варьирующему признаку.

Атрибутивный ряд распределения – это ряд распределения, построенный  по качественным признакам, не имеющим числового выражения и характеризующим свойство, качество изучаемого социально-экономического явления.

Вариационный ряд распределения – строится по количественному признаку.

Дискретный  вариационный ряд распределения – это ряд, в котором группы составлены по признаку, изменяющемуся дискретно и принимающему только целые значения.

Интервальный вариационный ряд распределения – это ряд, в котором группировочный признак, составляющий основные группировки, может принимать в определенном интервале любые значения.

 

Информационный блок

Ряды распределения можно изобразить графически. Для этой цели строят полигон, кумуляту, гистограмму и огиву распределения.

Полигон – ломаная кривая, строящаяся на основе прямоугольной системы координат, когда по оси X откладываются значения варьирующего признака, а по оси Y – частоты или частности. Полигон используется при изображении дискретных вариационных рядов.

При помощи кумуляты изображается ряд накопленных частот, которые определяются путем последовательного суммирования частот по группам. Накопленные частоты показывают, сколько единиц совокупности имеют значения признака не больше, чем рассматриваемое значение.

Если при графическом изображении вариационного ряда в виде кумуляты оси поменять местами, то получим огиву.

Гистограмма применяется для изображения интервального вариационного ряда. При построении гистограммы на оси абсцисс откладываются величины интервалов, а частоты изображаются прямоугольниками, построенными на соответствующих интервалах.

Гистограмма может быть преобразована в полигон распределения. Для этого середины верхних сторон прямоугольников необходимо соединить прямыми линиями.

Задание 1.  Постройте разные виды статистических группировок на основе данных, представленных в таблице 1. В качестве группировочного признака возьмите величину кредитных вложений. Вначале определите  число групп, а  затем рассчитайте величину интервала по формуле:

 

h= (xmak xmin ):n,

где   xmak ,  xmin – соответственно максимальное и минимальное значение признака в совокупности;  n – число групп.

После того  как определен группировочный признак – кредитные вложения, задано число групп и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы, и определить их величины по каждой группе. Показатели, характеризующие банки, разносятся по указанным группам и подсчитываются групповые итоги. Результаты группировки занесите в таблицу 2 и определите общие итоги в абсолютных величинах по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю. Далее абсолютные показатели пересчитайте в  «проценты к итогу» и запишите их в таблицу 3.

 

Таблица 1

Основные показатели деятельности коммерческих банков N региона.

Номер банка Кредитные вложения млн. руб. Капитал, млн. руб. Прибыль млн. руб.
А 1 2 3
1 50,2 106,3 25.1
2 0,.5 100,1 0,1
3 89,8 95,7 2,0
4 88,3 90,9 5,3
5 21,0 88,1 22,1
6 59.9 87,9 0,2
7 0,1 86,9 0,9
8 156.0 101,7 5,9
9 145,5 101,0 0,1
10 93,3 97,8 0,1
11 136,4 96,3 3,9
12 150,8 96,3 0,4
13 135,4 95,0 13,4
14 99,9 93,2 17,2
15 111,3 92,6 5,6
16 167,1 86,8 12,3
17 98,3 86,7 1,1
18 171,0 85,3 4,8
19 148,3 83,9 3,6
20 117,3 80,9 13,6
21 180,0 79,7 2,0
22 198,1 103,4 2,4
23 215,0 101,8 49,3
24 211,0 101,1 2,2
25 250,5 98,0 6,6
26 199,7 95,8 16,8
27 256,7 84,7 19,1
28 366,8 106,4 9,7
29 298,5 97,7 34,4
30 302,5 92,9 5,1

Таблица 2

Группировка коммерческих банков N региона по величине кредитных вложений

Величина кредитных вложений, млн. руб. Число банков Кредитные вложения, млн. руб. Капитал, млн. руб. Прибыль млн. руб.
А 1 2 3 4
Итого

 

Таблица 3

Группировка коммерческих банков N региона по величине кредитных вложений, в % к итогу

Величина кредитных вложений, млн. руб. Число банков Кредитные вложения, млн. руб. Капитал, млн. руб. Прибыль млн. руб.
А 1 2 3 4
Итого 100,0 100.0 100,0 100,0

 

Задание 2. Имеются следующие  данные об успеваемости 30 студентов: 5,4,4,5,3,3,4,4,4,5,3,2,3,2,2,3,5,4,4,5,3,5,3,4,4,5,5,2,4,3. Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию. Полученные данные занесите в таблицу 4.

 

Таблица 4

Успеваемость студентов в баллах

 

Успеваемость Количество студентов
5
4  
3  
2  

 

Задание 3. Используя данные задания 2, постройте ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: успевающие и неуспевающие.

Таблица 5

Уровень успеваемость студентов

 

Уровень успеваемости Количество студентов
Успевающие  
Неуспевающие

 

 

 

 

 

Задание 3. Имеются следующие данные по уровню безработицы в 20 регионах страны: 2,31%, 2,82%, 2,45%, 2,84%, 2,75%, 2,37%, 2,84%, 2,55%, 2,97%, 3,01%, 2,46%, 3,12%, 3,67%, 3,22%, 2,77%, 3,86%, 2,12%, 3,65%, 7,99%, 9,00%. Постройте интегральный вариационный ряд распределения регионов по уровню безработицы, предварительно выделив не более 4 групп (таблица 6) .

 

Таблица 6

Группировка регионов по уровню безработицы

 

Группы регионов по уровню безработицы Количество регионов Уровень безработицы Удельный вес регионов по уровню безработицы
       
       
       
       
Итого      

 

Тесты

 

  1. Статистическая сводка — это:

а) планомерный, научно организованный и систематический сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации заранее намеченных существенных признаков с целью получения в дальнейшем обобщающих характеристик этих явлений и процессов;

б) подсчет общих итогов по результатам статистического наблюдения;

в) научно организованная обработка материалов статистического наблюдения в целях получения обобщенных характеристик изучаемого явления по ряду существенных для него признаков;

г) разработка системы статистических показателей для характеристики выделенных групп и объекта в целом.

  1. Статистическая группировка — это:

а) разбиение единиц изучаемой совокупности на качественно однородные группы по значениям одного или нескольких признаков;

б) обозначение границ интервалов при разбиении совокупности по количественному признаку;

в) обобщение и упорядочение единиц совокупности по варьирующему признаку;

г) определение числа групп, на которые может быть разбита изучаемая совокупность.

  1. Задачи, решаемые с помощью группировок:

а) выделение социально-экономических типов явлений;

б) изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

в) определение единицы и объекта наблюдения;

г) выявление связи и зависимости между явлениями.

  1. Группировка, которая предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-нибудь варьирующему признаку, называется:

а) типологической;

б) комбинированной;

в) структурной;

г) аналитической.

  1. Аналитическая группировка — это:

а) разбиение разнородной совокупности на качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений;

б) упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенному варьирующему признаку;

в) группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и признаками;

г) группировка, которая предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-нибудь варьирующему признаку.

  1. Атрибутивный ряд распределения строится:

а) по количественному признаку;

б) по дискретному признаку;

в) по качественному признаку;

г) по признаку, принимающему в определенном интервале любые значения.

  1. Число групп при группировке по количественному признаку зависит:

а) от объема совокупности;

б) от тесноты связи между факторным и результативным признаками;

в) от задач исследования;

г) от степени варьирования группировочного признака.

  1. Величина интервала группировки определяется по формуле:

а) l3,322 1g N;

б) (Xmak    — Xmin) x n;

в) (Xmak    — Xmin):n;

г) 1 + 3,3221g N.

 

Литература:

  1. Боярский А.Я., Громыко Г.Л. Общая теория статистики. — М., 1999.
  2. Гольдоерг A.M., Козлов B.C. Общая теория статистики. -М., 2001.
  3. Практикум но статистике: учебное пособие / под ред. проф. В.М.Симчеры. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

 

 

 

Практическая работа № 4

Тема:    Статистические таблицы

Цели занятия:  отработать навыки построения статистических таблиц.

 

Вопросы для собеседования:

  1. Понятие статистической таблицы.
  2. Перечислите основные элементы статистической таблицы.
  3. Основа (остов) статистической таблицы.
  4. Виды статистических таблиц.

 

 

Понятийный блок

Подлежащим статистической таблицы является перечень единиц совокупности, т.е. объект изучения.

Сказуемое статистической таблицы – это числовые данные, характеризующие подлежащие.

 

Информационный блок

 Основные правила оформления и чтения статистических таблиц.

 

  1. Таблица должна быть по возможности компактной, неболь­шой по размеру. Иногда целесообразнее построить две-три неболь­шие таблицы, чем одну большую. Краткую таблицу легче проана­лизировать. Цифровой материал необходимо располагать таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрыва­лась чтением строк слева направо и сверху вниз.
  2. Заголовок таблицы и названия граф и строк должны быть чет­кими, краткими, лаконичными, представлять собой законченное целое, органично вписываться в содержание текста. Необходимо избегать большого количества точек и запятых в названиях таблиц и граф. Это облегчит чтение таблиц. В заголовках граф допускают­ся точки только при необходимых сокращениях.

В заголовке таблицы должны найти отражение объект, признак, время и место совершения события. И чем короче и лаконичнее заголовок, тем он доходчивее для чтения и анализа. Естественно, делается это в меру, не в ущерб точности и познавательности. За­головки таблицы, граф и строк пишутся полностью, без сокра­щений.

  1. Информация, располагаемая в графах таблицы, как правило, завершается итоговой строкой. В групповых и комбинационных таблицах всегда необходимо давать итоговые графы и строки. Су­ществуют различные способы соединения слагаемых граф с их ито­гом. Так, строка «Итого» или «Всего» может завершать статисти­ческую таблицу. Но она может располагаться первой, соединяясь с совокупностью ее слагаемых словами «В том числе».
  2. Если названия отдельных граф повторяются между собой, со­держат повторяющиеся термины или несут единую смысловую на­грузку, то им необходимо присвоить общий объединяющий заго­ловок. Данный прием используется как для подлежащего, так и для сказуемого таблиц.
  3. Строки и графы в таблице нумеруются для того, чтобы удоб­нее было ссылаться на цифры в таблице. При этом графы, содержа­щие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита («А», «Б», «В» и т. д.), графы, содержащие сказуемое, — арабскими циф­рами.
  4. Взаимосвязанные и взаимозависимые данные, характеризую­щие одну из сторон анализируемого явления (например, число пред­приятий и удельный вес заводов (в % к итогу), абсолютный при­рост и темп роста и т. д.), целесообразно располагать в соседних друг с другом графах.
  5. Графы и строки должны содержать единицы измерения, соот­ветствующие поставленным в подлежащем и сказуемом показателям. При этом используются общепринятые сокращения единиц измерения (чел., руб., кВт/ч и т.д.). Если все графы имеют единую единицу измерения, то она выносится в заголовок таблицы.
  6. Лучше всего располагать в таблицах сопоставляемую в ходе анализа цифровую информацию в одной и той же графе, одну под другой. Это значительно облегчает процесс их сравнения. Поэтому в групповых таблицах, например, группы по изучаемому признаку правильнее всего располагать в порядке убывания или возрастания его значений при сохранении логической связи между подлежащим и сказуемым таблицы.
  7. Для более удобной работы с цифровым материалом числа в таблицах следует расставлять в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой и т.д., четко соблю­дая при этом их разрядность.
  8. Числа по возможности целесообразно округлять. При этом округление в пределах одной и той же графы или строки следует проводить с одинаковой степенью точности.
  9. Отсутствие данных об анализируемом социально-экономи­ческом явлении может быть обусловлено различными причинами и по-разному фиксируется в таблице. Если данная позиция (на пе­ресечении соответствующих графы и строки) вообще не подлежит заполнению или не имеет экономического смысла, то ставится знак «х». Если по какой-либо причине отсутствуют сведения, то ставит­ся многоточие или пишут «нет сведений». Если сведения имеются, но числовые значения меньше принятой в таблице точности, то ста­вится число 0,0.
  10. Таблица может сопровождаться примечаниями, в которых указываются источники данных, более подробное содержание по­казателей и другие необходимые пояснения.

Нужно уметь пользоваться статистическими таблицами. Преж­де чем приступить к анализу ее данных, необходимо ознакомиться с названием таблицы, заголовками граф и строк, установить, к ка­кому периоду или на какую дату, к какой территории относятся данные, обратить внимание на единицы измерения, уяснить, ка­кие процессы характеризуются средними и относительными вели­чинами.

Анализ статистической таблицы следует начинать с итогов. Озна­комление с ними дает общее представление о содержании таблицы. Затем необходимо перейти к изучению данных отдельных строк и граф. Но читать их нужно не подряд, а выбирать сначала частные итоги и наиболее характерные данные, а затем анализировать все остальное.

Для получения более полного и наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах по данным статистических таблиц строят графики, диаграммы и т.д.

 

 

 

Задание 1.  Постройте макет таблицы и подпишите основные ее элементы.

Наименование таблицы (общий заголовок)

 

Содержание строк Наименование граф (верхние заголовки)
А 1 2 3 4 ……

Нумерация граф

Наименование строк (боковые заголовки)

 

Подлежащие таблицы

 

 

 

Итоговая строка Итоговая графа

 

Задание 2.  Постройте простую статистическую таблицу валового внутреннего продукта стран Североамериканского соглашения о свободной торговле, используя следующие данные: Канада — 689549 млн. долл., Мексика — 574512 млн. долл., США – 9882842 млн. долл.

 

Задание 3.  Постройте групповую статистическую таблицу.

 

Задание 4.  Постройте комбинированную статистическую таблицу.

 

Тесты

 

  1. Статистическая таблица представляет собой:

а)   форму наиболее рационального изображения результатов статистического наблюдения;

б)   сведения о чем-нибудь, расположенные по строкам и графам.

  1. Статистической таблицей является:

а)   таблица логарифмов;

б)   таблица умножения;

в)   таблица, в которой обобщаются итоги экзаменационной сессии по институту.

  1. Статистической таблицей являются:

а) таблица расписания поездов;

б) таблица квадратов;

в) таблица, в которой обобщаются результаты финансовой работы банка.

  1. Статистическим сказуемым называется:

а) статистические совокупности, которые характеризуются различными показателями;

б) показатели, характеризующие совокупности;

в) сведения, расположенные в боковых заголовках таблицы;

г) числовые характеристики, размещенные в графах таблицы.

  1. Подлежащее статистической таблицы — это:

а) значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах;

б) объект исследования (перечень единиц статистической совокупности или их групп);

в) система показателей,  которыми характеризуется объект исследование;

г) признак, по которому проводится разбиение единиц изучаемой совокупности на отдельные группы.

  1. Три точки (…) в статистической таблице означают:

а) нет сведений;

б) явление отсутствует;

в) данная позиция в таблице заполнению не подлежит;

г) число данной клетки находится за пределами точности, принятой в таблице.

 

Литература:

  1. Елесеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистического анализа. — М., 2000.
  2. Ефимова М.Р. Общая теория статистики. — М., 2000.
  3. Математические методы в географии: учебное пособие — Казань, Издательство Казанского университета, 1976.
  4. Санин В.П., Шпиковская И.П. Социально-экономическая статистика: учебник. — М.: Юристъ, 2001.

 

 

 

 

 

Учебное издание

 

 

 

Пухова Анна Геннадьевна

 

Статистические методы в экономической

и социальной географии

 

Практикум

 

 

 

 

Редактор Л.И. Опарина

 

Подписано в печать      12. 2010 г. Печать трафаретная

Бумага офсетная. Объем 4,8 печ. л.  Тираж 35 экз. Заказ

 

 

Нижегородский государственный педагогический университет

Полиграфический участок  НГПУ

603950,  Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1

Оставьте комментарий