РП 022000.62 Геоурбанистика

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

 

Естественно-географический факультет

Кафедра экономической географии и методики обучения географии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности

_____________ Г.А. Папуткова

«____»_______ 20___ г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б2.ДВ1 Геоурбанистика

 

 

Направление подготовки: 022000.62 Экология и природопользование

Профиль подготовки: Экологический менеджмент и аудит

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная – 4 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н. Новгород

2012

 

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование, утвержденного 22 декабря 2009 г., №795.
  2. Учебного плана по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование, профиль подготовки Природопользование утвержденного «26» 04 2012 г.
  3. Примерной программы дисциплины «Геоэкология», рекомендованной УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию РФ / Учебно-методические материалы по направлению 022000 Экология и природопользование: для гос. ун-тов. – ООО «Новосибирский издательский дом», 2011, — 432 с.

 

 

Рабочая программа по дисциплине «Геоурбанистика» принята на заседании кафедры экономической географии и методики обучения географии, протокол № 1 от «03» сентября 2012 г .

 

 

 

 

Разработчик: к.г.н., доцент                                        Пухова А.Г.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой экономической

географии и МОГ

______________ /А.Г. Вознесенская/

«___» _____ 20__ г .

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

_________________/С.В. Арефьева/

«____»_______________20__г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т. А. Ефимова /

«____»_______________20__г.

 

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Геоурбанистика» является  формирование профессиональной компетентности в области теоретических знаний об урбанизации и способности к использованию теоретических знаний в практической деятельности.

Задачи дисциплины:

  • формирование теоретических знаний в области геоурбанистики;
  • изучение глобальных процессов урбанизации;
  • изучение географических подходов к разработке стратегии развития городов и систем расселения;
  • формирование основ проектирования городов.

 

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл, к которому относится дисциплина: математический и естественный.

Дисциплина на которые  базируется данная дисциплина: «География». Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Урбоэкология», «Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования.

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

  • ПК-3 — иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования

В результате освоения данной дисциплины студент  должен:

знать:

  • основные подходы к проектированию городов и систем расселения.
  • знать основную литературу по курсу;
  • специфику систем городского расселения регионов мира и России

уметь

  • ориентироваться в основных проблемах развития урбанизации городов России и мира;

владеть

  • методами экономико-географического описания и анализа систем городского расселения;
  • навыками использования знаний геоурбанистики в географических научных исследованиях и практической деятельности
  • способами презентации экономико-географической информации.

 

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зач.ед. Всего часов Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 2 72 72
Аудиторные занятия 36 36
в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах 10 10
Лекции 18 18
Практические занятия, семинары 18 18
КСР 9 9
Самостоятельная работа 27 27
Вид итогового контроля зачет

 

 

  1. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

 

Раздел дисциплины Количество часов
Лек­ции Практические занятия

 

Самостоятельная работа Итого
Раздел 1. Особенности и перспективы современной урбанизации. Урбанизация как глобальный социально-экономический процесс 6 6 9 21
Раздел 2. Город как система в системе городов 6 6 9 21
Раздел 3. Урбанизация в России. Географические основы городской (градостроительной) политики. 6 6 9 21
КСР   9 9
Зачет
Итого 18 18 36 72

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Особенности и перспективы современной урбанизации. Урбанизация как глобальный социально-экономический процесс

Определение урбанизации. Пространственный аспект урбанизации. Урбанистическая структура и территориально-урбанистическая структура. Субурбанизация, рурбанизация.

Глобальные основы урбанизации. Динамика и концентрация городского населения мира.

Основные очаги и центры мировой урбанизации. Перспективы урбанизации. Урбанизированное расселение.

Раздел 2.. Город как система в системе городов

Определение города. Город как система. Основные подсистемы города. Функции города. Экономико-географическое положение (ЭГП). Роль ЭГП в развитии городов.

Классификация и типология городов. Город и системы расселения. Город и пространственные отношения.

Агломерация поселений: определение, структура, типы. Крупнейшие агломерации страны и мира. Стадии пространственного развития агломерации.

Урбанизированный район и зона. Мегалополис: определение, крупнейшие мегалополисы мира.

Раздел 3. Урбанизация в России. Географические основы городской (градостроительной) политики.

Динамика городского населения. Пространственные закономерности урбанизации. Особенности советской урбанизации.

Проблемы городов: экологические, демографические, экономические.

Основные задачи и направления градостроительной политики. Условия, проблемы и перспективы развития городов на современном этапе. Типологический подход в градостроительной политике.

Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику. Направления градостроительной деятельности в России в начале XXI в.

 

5.3. Разделы дисциплины  и связь с формируемыми компетенциями

 

Наименование компетенций № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
1 2 3
ПК-3 + + +

 

  1. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Геоурбанистика» рекомендуется применение активных (семинары) и интерактивных (учебная конференция) форм работы.

Темы занятий в активной и интерактивной формах

  1. Проблемы городов: экологические, демографические, экономические – 2 часа.
  2. Условия, проблемы и перспективы развития городов на современном этапе -2 часа.
  3. Типологический подход в градостроительной политике -2 часа .
  4. Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику -2 часа.
  5. Направления градостроительной деятельности в России в начале XXI -2 часа

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература:

  1. Перцик Е.Н. Геоурбанистика: Учебник / Е. Н. Перцик — М.: «Академия», 2009. – 432 с.
  2. Сергеева К. П., Юшков М. Ю. Геоурбанистика: Практикум / Сергеева К. П., Юшков М. Ю. – Н. Новгород: НГПУ, 2012. – 130 с.
  3. Сергеева К.П. География населения: Практикум. – Н.Новгород, 2008.

 

6.2. Дополнительная литература:

  1. Соколов Л.И. Центр города — функции, структура, образ. — М., 1992.
  2. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года. — Н.Новгород, 2000.
  3. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. — М., 1960.

 

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Средства обеспечения аудиторного освоения дисциплины:

  1. Настенные и настольные учебные пособия (карты, атласы, справочники, учебно-методические рекомендации);
  2. Материально-технические средства:
    • Мультимедийный проектор;
    • Ноутбук;
    • Калькулятор;
    • Принадлежности для выполнения графических и картографических работ (линейки, циркули, трафареты и т.д.).

 

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе текущего контроля на практических занятиях, проведении рубежного тестового контроля, устного экзамена по окончании изучения дисциплины.

 

 

 

 

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций Показатель оценки сформированности компетенции № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
1 2 3

 

ПК-3 — иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования
Знает:

  • основные подходы к проектированию городов и систем расселения.
  • знать основную литературу по курсу;
  • специфику систем городского расселения регионов мира и России

Умеет:

  • ориентироваться в основных проблемах развития урбанизации городов России и мира;

Владеет навыками:

 методами экономико-географического описания и анализа систем городского расселения;

  • навыками использования знаний геоурбанистики в географических научных исследованиях и практической деятельности
  • способами презентации экономико-географической информации.

 

выступление на семинаре;

 

Практическое задание Творческое задание

 

Контрольные вопросы к зачету

  1. Что изучает геоурбанистика? В чем ее сущность?
  2. В чем заключается различие определения предмета геоурбанистики и географии городов?
  3. Связи геоурбанистики с другими науками.
  4. Дайте представление о сущности урбанизации; ее определение.
  5. Когда впервые появился термин «урбанизация» в научной литературе в нашей стране и за рубежом?
  6. Охарактеризуйте урбанизацию как пространственный процесс.
  7. Что такое урбанистическая структура? Дайте определение субурбанизации и рурбанизации.
  8. В чем проявляется глобальность современного процесса урбанизации?
  9. Когда и где появились первые городские поселения на земном шаре? Каковы были их размеры?
  10. Расскажите о динамике численности городского и сельского населения мира в XX в.
  11. Расскажите об основных очагах мировой урбанизации.
  12. Каковы перспективы мировой урбанизации?
  13. Назовите страны с наиболее высокой и низкой долей городского населения.
  14. Что такое урбанизированное расселение? Чем оно отличается от понятия «расселение»?
  15. Раскройте различие понятий «рост городского населения» и «урбанизация».
  16. Перечислите основные свойства урбанизированного расселения.
  17. Перечислите страны с наибольшей численностью городского населения. Какое место среди них занимает Россия?
  18. Приведите примеры наиболее урбанизированных территорий в России и за рубежом.
  19. Охарактеризуйте главную полосу расселения России.
  20. Дайте определение понятия «город». Каковы основные критерии для его выделения в разных странах?
  21. Каковы основные подсистемы города? Дайте им краткую характеристику.
  22. Каковы функции городов?
  23. Чем объясняется уникальность экономико-географического положения города?
  24. Какие типологии городов Вы знаете?
  25. Дайте классификации городских поселений по величине и функциям.
  26. Дайте классификации городских поселений по степени участия в территориальном разделении труда, по происхождению, по ЭГП.
  27. Охарактеризуйте основные типы связей города со своим окружением.
  28. Назовите две основные категории городов по характеру их связей с окружением.
  29. Охарактеризуйте агломерацию поселений. Каковы их структура и типы?
  30. Каковы факторы перерастания города в агломерацию?
  31. Чем вызвана концентрация населения в крупнейших городах и агломерациях? Назовите крупнейшие городские агломерации мира.
  32. Назовите крупнейшие агломерации страны и мира.
  33. Каковы основные структурные зоны наиболее зрелых моноцентрических агломераций?
  34. Что означают термины «урбанизированный район», «урбанизированная зона»? Назовите основные из них в России.
  35. Что такое мегагород (мегаполис)? Чем он отличается от мегалополиса?
  36. Кто впервые предложил понятие мегалополис? Назовите крупнейшие мегалополисы мира.
  37. Дайте современное определение термина «мегалополис». Чем он отличается от крупной городской агломерации?
  38. Где находятся крупнейшие мегалополисы мира? Дайте их характеристику.
  39. Охарактеризуйте динамику численности городского и сельского населения в России.
  40. Назовите и охарактеризуйте основные источники роста городского населения. Какова их динамика?
  41. Охарактеризуйте динамику городского населения России после 1917 г.
  42. Охарактеризуйте основные стадии эволюции урбанизации.
  43. Назовите основные пространственные закономерности урбанизации.
  44. Охарактеризуйте особенности советского периода урбанизации.
  45. В чем заключалось основное противоречие советской урбанизации?
  46. В чем сущность понятия «городская среда»?
  47. Какова современная экологическая ситуация в городах России?
  48. Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния города?
  49. В чем суть и значение порогового анализа территориального роста городов?
  50. Каковы основные задачи и направления городской (градостроительной) политики?
  51. Какие работы выполняют географы для градостроительства?
  52. В чем должны состоять задачи городской политики в отношении больших городов?
  53. Какой должна быть городская политика по отношению к разным категориям малых городов?
  54. Что должно приниматься во внимание при реконструкции исторических городов?
  55. Каковы основные задачи городской политики при создании и развитии новых городов?
  56. Чем вызвана необходимость трансформации функциональной структуры городов, каковы ее пути в крупных центрах?
  57. На какие природно-климатические зоны и подзоны градостроители делят территорию России?
  58. Охарактеризуйте природно-климатические особенности Северной зоны и пути их учета в градостроительстве.
  59. Охарактеризуйте природно-климатические особенности Южной зоны и пути их учета в градостроительстве.
  60. Каковы направления градостроительной деятельности в России в начале XXI в.?

 

 

Оставьте комментарий