МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
Естественно-географический факультет
Кафедра экономической географии и методики обучения географии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической
деятельности
_____________ Г.А. Папуткова
«____»_______ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б2.ДВ1 Геоурбанистика
Направление подготовки: 022000.62 Экология и природопользование
Профиль подготовки: Экологический менеджмент и аудит
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная – 4 года
Н. Новгород
2012
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование, утвержденного 22 декабря 2009 г., №795.
- Учебного плана по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование, профиль подготовки Природопользование утвержденного «26» 04 2012 г.
- Примерной программы дисциплины «Геоэкология», рекомендованной УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию РФ / Учебно-методические материалы по направлению 022000 Экология и природопользование: для гос. ун-тов. – ООО «Новосибирский издательский дом», 2011, — 432 с.
Рабочая программа по дисциплине «Геоурбанистика» принята на заседании кафедры экономической географии и методики обучения географии, протокол № 1 от «03» сентября 2012 г .
Разработчик: к.г.н., доцент Пухова А.Г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой экономической
географии и МОГ
______________ /А.Г. Вознесенская/
«___» _____ 20__ г .
СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой
_________________/С.В. Арефьева/
«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Директор библиотеки
_________________/Т. А. Ефимова /
«____»_______________20__г.
- Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Геоурбанистика» является формирование профессиональной компетентности в области теоретических знаний об урбанизации и способности к использованию теоретических знаний в практической деятельности.
Задачи дисциплины:
- формирование теоретических знаний в области геоурбанистики;
- изучение глобальных процессов урбанизации;
- изучение географических подходов к разработке стратегии развития городов и систем расселения;
- формирование основ проектирования городов.
- Место дисциплины в структуре ООП
Цикл, к которому относится дисциплина: математический и естественный.
Дисциплина на которые базируется данная дисциплина: «География». Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Урбоэкология», «Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования.
- Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
- ПК-3 — иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
знать:
- основные подходы к проектированию городов и систем расселения.
- знать основную литературу по курсу;
- специфику систем городского расселения регионов мира и России
уметь
- ориентироваться в основных проблемах развития урбанизации городов России и мира;
владеть
- методами экономико-географического описания и анализа систем городского расселения;
- навыками использования знаний геоурбанистики в географических научных исследованиях и практической деятельности
- способами презентации экономико-географической информации.
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зач.ед. | Всего часов | Семестр 3 |
Общая трудоемкость дисциплины | 2 | 72 | 72 |
Аудиторные занятия | 36 | 36 | |
в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах | 10 | 10 | |
Лекции | 18 | 18 | |
Практические занятия, семинары | 18 | 18 | |
КСР | 9 | 9 | |
Самостоятельная работа | 27 | 27 | |
Вид итогового контроля | зачет |
- Содержание дисциплины
5.1. Тематический план
Раздел дисциплины | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия
|
Самостоятельная работа | Итого | |
Раздел 1. Особенности и перспективы современной урбанизации. Урбанизация как глобальный социально-экономический процесс | 6 | 6 | 9 | 21 |
Раздел 2. Город как система в системе городов | 6 | 6 | 9 | 21 |
Раздел 3. Урбанизация в России. Географические основы городской (градостроительной) политики. | 6 | 6 | 9 | 21 |
КСР | 9 | 9 | ||
Зачет | ||||
Итого | 18 | 18 | 36 | 72 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Особенности и перспективы современной урбанизации. Урбанизация как глобальный социально-экономический процесс
Определение урбанизации. Пространственный аспект урбанизации. Урбанистическая структура и территориально-урбанистическая структура. Субурбанизация, рурбанизация.
Глобальные основы урбанизации. Динамика и концентрация городского населения мира.
Основные очаги и центры мировой урбанизации. Перспективы урбанизации. Урбанизированное расселение.
Раздел 2.. Город как система в системе городов
Определение города. Город как система. Основные подсистемы города. Функции города. Экономико-географическое положение (ЭГП). Роль ЭГП в развитии городов.
Классификация и типология городов. Город и системы расселения. Город и пространственные отношения.
Агломерация поселений: определение, структура, типы. Крупнейшие агломерации страны и мира. Стадии пространственного развития агломерации.
Урбанизированный район и зона. Мегалополис: определение, крупнейшие мегалополисы мира.
Раздел 3. Урбанизация в России. Географические основы городской (градостроительной) политики.
Динамика городского населения. Пространственные закономерности урбанизации. Особенности советской урбанизации.
Проблемы городов: экологические, демографические, экономические.
Основные задачи и направления градостроительной политики. Условия, проблемы и перспективы развития городов на современном этапе. Типологический подход в градостроительной политике.
Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику. Направления градостроительной деятельности в России в начале XXI в.
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
Наименование компетенций | № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций | ||
1 | 2 | 3 | |
ПК-3 | + | + | + |
- Образовательные технологии
При изучении дисциплины «Геоурбанистика» рекомендуется применение активных (семинары) и интерактивных (учебная конференция) форм работы.
Темы занятий в активной и интерактивной формах
- Проблемы городов: экологические, демографические, экономические – 2 часа.
- Условия, проблемы и перспективы развития городов на современном этапе -2 часа.
- Типологический подход в градостроительной политике -2 часа .
- Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику -2 часа.
- Направления градостроительной деятельности в России в начале XXI -2 часа
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература:
- Перцик Е.Н. Геоурбанистика: Учебник / Е. Н. Перцик — М.: «Академия», 2009. – 432 с.
- Сергеева К. П., Юшков М. Ю. Геоурбанистика: Практикум / Сергеева К. П., Юшков М. Ю. – Н. Новгород: НГПУ, 2012. – 130 с.
- Сергеева К.П. География населения: Практикум. – Н.Новгород, 2008.
6.2. Дополнительная литература:
- Соколов Л.И. Центр города — функции, структура, образ. — М., 1992.
- Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года. — Н.Новгород, 2000.
- Тихомиров М.Н. Древнерусские города. — М., 1960.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Средства обеспечения аудиторного освоения дисциплины:
- Настенные и настольные учебные пособия (карты, атласы, справочники, учебно-методические рекомендации);
- Материально-технические средства:
- Мультимедийный проектор;
- Ноутбук;
- Калькулятор;
- Принадлежности для выполнения графических и картографических работ (линейки, циркули, трафареты и т.д.).
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе текущего контроля на практических занятиях, проведении рубежного тестового контроля, устного экзамена по окончании изучения дисциплины.
Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Наименование компетенций | Показатель оценки сформированности компетенции | № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций | ||
1 | 2 | 3
|
||
ПК-3 — иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования | ||||
Знает:
Умеет:
Владеет навыками: методами экономико-географического описания и анализа систем городского расселения;
|
выступление на семинаре;
|
Практическое задание | Творческое задание
|
Контрольные вопросы к зачету
- Что изучает геоурбанистика? В чем ее сущность?
- В чем заключается различие определения предмета геоурбанистики и географии городов?
- Связи геоурбанистики с другими науками.
- Дайте представление о сущности урбанизации; ее определение.
- Когда впервые появился термин «урбанизация» в научной литературе в нашей стране и за рубежом?
- Охарактеризуйте урбанизацию как пространственный процесс.
- Что такое урбанистическая структура? Дайте определение субурбанизации и рурбанизации.
- В чем проявляется глобальность современного процесса урбанизации?
- Когда и где появились первые городские поселения на земном шаре? Каковы были их размеры?
- Расскажите о динамике численности городского и сельского населения мира в XX в.
- Расскажите об основных очагах мировой урбанизации.
- Каковы перспективы мировой урбанизации?
- Назовите страны с наиболее высокой и низкой долей городского населения.
- Что такое урбанизированное расселение? Чем оно отличается от понятия «расселение»?
- Раскройте различие понятий «рост городского населения» и «урбанизация».
- Перечислите основные свойства урбанизированного расселения.
- Перечислите страны с наибольшей численностью городского населения. Какое место среди них занимает Россия?
- Приведите примеры наиболее урбанизированных территорий в России и за рубежом.
- Охарактеризуйте главную полосу расселения России.
- Дайте определение понятия «город». Каковы основные критерии для его выделения в разных странах?
- Каковы основные подсистемы города? Дайте им краткую характеристику.
- Каковы функции городов?
- Чем объясняется уникальность экономико-географического положения города?
- Какие типологии городов Вы знаете?
- Дайте классификации городских поселений по величине и функциям.
- Дайте классификации городских поселений по степени участия в территориальном разделении труда, по происхождению, по ЭГП.
- Охарактеризуйте основные типы связей города со своим окружением.
- Назовите две основные категории городов по характеру их связей с окружением.
- Охарактеризуйте агломерацию поселений. Каковы их структура и типы?
- Каковы факторы перерастания города в агломерацию?
- Чем вызвана концентрация населения в крупнейших городах и агломерациях? Назовите крупнейшие городские агломерации мира.
- Назовите крупнейшие агломерации страны и мира.
- Каковы основные структурные зоны наиболее зрелых моноцентрических агломераций?
- Что означают термины «урбанизированный район», «урбанизированная зона»? Назовите основные из них в России.
- Что такое мегагород (мегаполис)? Чем он отличается от мегалополиса?
- Кто впервые предложил понятие мегалополис? Назовите крупнейшие мегалополисы мира.
- Дайте современное определение термина «мегалополис». Чем он отличается от крупной городской агломерации?
- Где находятся крупнейшие мегалополисы мира? Дайте их характеристику.
- Охарактеризуйте динамику численности городского и сельского населения в России.
- Назовите и охарактеризуйте основные источники роста городского населения. Какова их динамика?
- Охарактеризуйте динамику городского населения России после 1917 г.
- Охарактеризуйте основные стадии эволюции урбанизации.
- Назовите основные пространственные закономерности урбанизации.
- Охарактеризуйте особенности советского периода урбанизации.
- В чем заключалось основное противоречие советской урбанизации?
- В чем сущность понятия «городская среда»?
- Какова современная экологическая ситуация в городах России?
- Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния города?
- В чем суть и значение порогового анализа территориального роста городов?
- Каковы основные задачи и направления городской (градостроительной) политики?
- Какие работы выполняют географы для градостроительства?
- В чем должны состоять задачи городской политики в отношении больших городов?
- Какой должна быть городская политика по отношению к разным категориям малых городов?
- Что должно приниматься во внимание при реконструкции исторических городов?
- Каковы основные задачи городской политики при создании и развитии новых городов?
- Чем вызвана необходимость трансформации функциональной структуры городов, каковы ее пути в крупных центрах?
- На какие природно-климатические зоны и подзоны градостроители делят территорию России?
- Охарактеризуйте природно-климатические особенности Северной зоны и пути их учета в градостроительстве.
- Охарактеризуйте природно-климатические особенности Южной зоны и пути их учета в градостроительстве.
- Каковы направления градостроительной деятельности в России в начале XXI в.?