РП 050100.62 (ПО,ГБЖ) Статистические методы в социально-экономической географии очное,5

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

Естественно географический факультет

Кафедра «Социально-экономической географии и методики обучения географии»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор  по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Б2.ДВ2. Статистические методы в социально-экономической географии

 

Направление подготовки:

050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «География и безопасность жизнедеятельности»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 5 лет

 

 

 

Нижний Новгород

2012

 

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 , Педагогическое образование, утвержденного «17» января 2011г., номер государственной регистрации 46 .
  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профилю подготовки «География и безопасность жизнедеятельности», утвержденного « »               20    г.

 

 

Рабочая программа по дисциплине «Статистические методы в социально- экономической географии» принята на заседании кафедры «Социально-экономической географии и методики обучения географии», протокол №      , от   «            »                  2012 г.

 

Разработчик: к.г.н.                                            А.Г. Пухова

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Социально-экономической

географии и МОГ»

_________________/ А.Г. Вознесенская /

«____»_______________201__г.

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

« Социально-экономической

географии и МОГ»

________________/ А.Г. Вознесенская /

«___» ___________201__г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Директор  библиотеки

_________________/Т.А.Ефимова/

«____»_______________201__г.

 

 

  1. Цель освоения дисциплины

Цель ООП – является формирование профессиональной географической компетентности средствами дисциплины «Статистические методы в социально-экономической географии».

Задачи дисциплины:

— сформировать навыки и умения работы со статистическим материалом;

— приобрести основы практической деятельности в коммуникационных сетях     для сбора, обработки и хранении необходимой профессиональной информации

  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Дисциплина «Статистические методы в социально-экономической географии» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла – блок Б2.ДВ2.

2.2. Для освоения дисциплины «Статистические методы в социально-экономической географии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплины «Математика».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):

3.1. В процессе изучения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

— владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

— способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

Профессиональные:

—  владение базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом в географических науках, для обработки информации и анализа географических данных (ПК-1)

— знание основы картографии, умение применять картографический метод в географических исследованиях (ПК-6).

— умение применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические (ПК-14);

— умение применять на практике методы социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации (ПК-20)

 

 

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего зач.ед. Всего часов Семестр5
Общая трудоемкость дисциплины 2 72 72
Аудиторные занятия 36
в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

2 2
Лекции 18
Практические занятия, семинары 18
КСР
Самостоятельная работа 36
Вид итогового контроля зачет
  1. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план              

Раздел дисциплины Количество часов Итого

по разделам

дисциплины

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа  

 

Раздел 1. Теоретические основы статистики 6 6 18 30
  • Предмет и задачи статистики
2 2
1.2. Статистические исследования в социально-экономической географии 2 2 4 8
1.3. Статистическая сводка и группировка данных в социально-экономической географии 2 2 6 10
  • Статистические таблицы
2 2 8 12
Раздел 2. Статистика в социально-экономической географии 12 12 18 42
2.1. Графический метод в изучении экономико-географических исследований 2 4 8 14
2.2. Статистика населения 4 2 2 8
2.3. Статистика трудовых ресурсов и рынка труда 4 2 4 10
2.4.Статистика уровня жизни 2 4 4 10
КСР        
Итого: 18 18 36 72

5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы статистики

  • Предмет и задачи статистики.

Предмет, объект и задачи статистики. Исторические предпосылки развития статистики.

  • Статистические исследования в социально-экономической географии

Первый этап статистического исследования. Понятие и основные свойства статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Точность наблюдения.

  • Статистическая сводка и группировка данных в социально-экономической географии.

Второй этап статистического исследования. Основные виды сводок. Основные типы и виды группировок.  Виды группировочного признака.

  • Статистические таблицы

Основные элементы статистической таблицы. Виды статистических таблиц. Основные правила оформления и чтение статистических таблиц.

Раздел 2. Статистика в социально-экономической географии

2.1. Графический метод в изучении экономико-географических исследований.

Понятие и основные элементы графиков. Основные виды графиков. Роль графиков в обобщении и анализе данных в социально-экономической географии.

Понятие, программно-методологические вопросы и организационные формы статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Точность наблюдения.

2.2. Статистика населения

Основные понятия демографической статистики. Показатели (категории) населения при переписях. Показатели численности населения ( численность населения на конец года, среднегодовая численность населения, плотность населения, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста (убыли) населения, коэффициент жизненности Покровского, коэффициент брачности, коэффициент разводимости, коэффициент фертильности женщин, коэффициент младенческой смертности, коэффициент старения, коэффициент прибытия, коэффициент выбытия, коэффициент механического прироста, коэффициент интенсивности миграционного оборота, баланс движения населения.

2.3. Статистика трудовых ресурсов и рынка труда.

Основные понятия и показатели статистики трудовых ресурсов. Категории трудовых ресурсов. Показатели трудовых ресурсов (численность трудовых ресурсов, среднегодовая численность трудовых ресурсов). Относительные показатели характеризующие рынок труда(уровень вакантности, коэффициент напряженности на рынке труда, уровень занятости, коэффициент экономической нагрузки на 1 чел. экономически активного населения, уровень экономически активного населения, коэффициент пенсионной нагрузки, уровень безработицы, баланс трудовых ресурсов).

2.4. Статистика уровня жизни

Основные понятия и показатели статистики уровня жизни. Обобщающие показатели уровня жизни населения (индекс развития человеческого потенциала, индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс достигнутого уровня образования). Показатели доходов населения. Показатели расходов и потребления населения. Показатели дифференциации населения по уровню доходов.

5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование  компетенций № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
1 2
ОК-1 + +
ОК-4 + +
ОК-9 + +
ПК-1 + +
ПК-6 + +
ПК-14 + +

 

  1. Образовательные технологии

При изучении дисциплины рекомендуется применение  развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения.

Темы занятий, проводимых в активной и интерактивной формах:

  1. Информационная база статистики туризма — 2 часа

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1.  Основная литература:

  1. Пухова А.Г. Статистические методы в экономической и социальной географии: Практикум. – Н. Новгород: НГПУ, 2010.
  2. Статистика: учебное пособие в схемах и таблицах / Н.М. Гореева, Л.Н. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов. – М.: Эксмо, 2007.
  3. Сидоренко М.Г. Статистика: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010.

7.2. Дополнительная литература:

  1. Сидоренко М.Г. Статистика: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.gks.ru — сайт Федеральной службы государственной статистики;

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины  требует наличия учебной аудитории.

Средства обеспечения освоения дисциплины: настенные наглядные пособия (карты, таблицы, схемы).

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенции Показатель оценки сформированности компетенции № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
1 2
ОК-1 — владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
Знает: базовые теоретические понятия в области статистики.

Умеет: проводить статистическое наблюдение в социально-экономической географии.

Владеет: способами организации сплошного и несплошного наблюдения.

Тест Тест
ПК-14 умение применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические
Знает: статистические методы сбора и обработки информации в области туризма.

Умеет: обрабатывать данных по международному и внутреннему туризму, анализировать, делать выводы, прогнозировать

Владеет: навыками построения статистических графиков и таблиц.

Творческое задание Подготовка доклада

 

Контрольные вопросы к зачету

  1. Определение статистики, ее предмет и объект.
  2. Задачи статистики.
  3. Специфические методы при изучении социально-экономических явлений.
  4. Понятие и основные свойства статистического наблюдения.
  5. Формы, виды и способы статистического наблюдения.
  6. Точность наблюдения.
  7. Основные виды сводок.
  8. Виды группировочного признака.
  9. Основные элементы статистической таблицы.
  10. Виды статистических таблиц.
  11. Единица статистической совокупности.
  12. Основные правила оформления и чтение статистических таблиц.
  13. Понятие и основные элементы графиков..
  14. Основные виды графиков.
  15. Порядок расчета относительных величин.
  16. Степенные средние и порядок их расчета.
  17. Понятия демографической статистики
  18. Расчет моды в дискретных и интервальных рядах.
  19. Структурные средние величины и порядок их расчета.
  20. Основные понятия и показатели статистики трудовых ресурсов.
  21. Категории трудовых ресурсов.
  22. Показатели трудовых ресурсов.
  23. Основные понятия и показатели статистики уровня жизни.
  24. Обобщающие показатели уровня жизни населения.

 

Оставьте комментарий